Мифы и факты о ЕГЭ

Единый государственный экзамен – мифы и реальности нашего времени.
Заведующий центром качества образования ОАОУ НИРО Куликова Е.В.

К сферам медицины, образования и культуры имеют отношение практически все граждане. Это создает у людей иллюзию, что они понимают проблемы, стоящие перед этими сферами, и поэтому почти у каждого есть «своя точка зрения» на то, как эти проблемы надо решать.

Первые прообразы Единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали появляться в России в 1997 году. Автором идеи проведения ЕГЭ в России является Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов, введение новых способов оценки знаний школьников.

Одной из главных целей ЕГЭ было обеспечение эффективной проверки знаний выпускников (была выбрана тестовая форма, с которой работает «беспристрастная машина»). Кроме того, ЕГЭ должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов путем обеспечения равных возможностей при поступлении в ВУЗы.

Первый этап по введению ЕГЭ приходился на 2001-2003 годы. Именно тогда были выбраны экспериментальные регионы, где впервые по восьми предметам прошел ЕГЭ: республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. Приняли участие более 30 тыс. человек и около 50 государственных вузов по восьми учебным дисциплинам.

Сразу же зазвучали голоса протеста против введения ЕГЭ. Утверждалось, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в «натаскивание» на экзамен. Также, многие говорили о непомерной сложности заданий и общем увеличении нагрузки на учащихся, о том, что при такой форме аттестации отсутствует индивидуальный подход к школьникам, не учитывается разница в условиях их обучения.

Учителя и директора школ главным недостатком экзамена назвали его тестовый характер, который якобы «отучает мыслить самостоятельно», «при такой системе приема в вузы мы потеряем нестандартно мыслящих абитуриентов». Столичные власти также последовательно выступали против ЕГЭ, утверждая в 2002 году, что технология единого экзамена «для москвичей не подходит» и что «у Москвы особый путь». Но главными противниками ЕГЭ стали ректоры ведущих университетов страны, которых реформа фактически отстраняла от процесса набора абитуриентов,  называя госэкзамен «кузницей посредственностей».

Сейчас школьники сдают ЕГЭ по 14 предметам, причем обязательными являются только два — русский язык и математика. Чтобы получить аттестат, выпускник должен получить на обязательных экзаменах оценку не ниже минимального балла, установленного Рособрнадзором. Если один предмет ученик «провалил», то он может пересдать его в этом же году, но при этом, если оценку улучшить не удалось, до следующего года он остается без аттестата. Для поступления в вуз выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов — некоторые вузы для поступления требуют испытания по трем, а некоторые — по четырем дисциплинам

В последние 10-15 лет в сфере образования происходят существенные перемены. По мнению ученых наиболее заметные из них – переход к вариативной системе образования, диверсификация образовательных учреждений, появление рынка учебной литературы, легитимизация рынка образовательных услуг, информатизация системы образования, сокращение объемов бюджетного финансирования государственных учебных заведений.

Одним из важнейших моментов современной действительности является переход от централизованной и унифицированной системы образования к вариативной. Развитие различных форм и способов получения образования остро ставит проблемы защиты потребителей и субъектов образовательного процесса от недоброкачественных услуг. Возникают новые требования к качеству образования – оно должно обладать потребительской способностью, сохранять свойства во времени, в том числе и при неблагоприятных условиях. Образовательную ценность представляет не столько присвоенная человеком система знаний, сколько освоение способов их получения, умение осознать потребность в новом знании. Поэтому и происходит пересмотр подходов к определению и оценке качества образования. Они должны опираться преимущественно на результаты образования, а не на содержание образования. Именно такой оценкой и является государственная итоговая аттестация, механизмом реализации которой является Единый государственный экзамен.

Интересно, что с точки зрения результата ЕГЭ носит двойственный характер. С одной стороны – результаты ЕГЭ никак не влияют на отметки, выставленные в аттестат, т.е. даже самыми замечательными результатами нельзя повысить свою отметку в аттестате, хотя при этом, не преодолев заранее установленный минимальный порог для обязательных экзаменов, аттестат можно и не получить совсем. С другой стороны – отметки, полученные в аттестате, остаются неизменными и невостребованными, а результаты сдачи ЕГЭ нужны для продолжения дальнейшей учебы в ВУЗе и имеют свой «срок годности». Естественно возникает вопрос – так ли уж надо напрягаться хорошо учиться в течение всей школьной жизни по всем предметам или достаточно на ступени среднего общего образования напрячься, нанять репетиторов и сдать ЕГЭ на максимально возможный балл, обеспечив себе тем самым поступление в ВУЗ. Конечно, можно возразить, что поступление в ВУЗ — еще не гарантирует его окончить. Если «нет базы», то продержаться до окончания все-таки сложнее. Так может и в самом деле ЕГЭ плодит посредственность?

Рассмотрим, как относится в ЕГЭ население нашей страны. Данная процедура оценки качества образования существует уже более 10 лет и, значит, можно проанализировать ее результаты.

По данным опросов, проводимых Фондом общественного мнения (участники — 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов) качество российского школьного образования, как правило, оценивается как среднее, при этом преобладает мнение, что оно ухудшается. Прежняя система вступительных экзаменов в вузах респондентам нравится больше, чем система ЕГЭ. Считается, что поступить в вуз теперь сложнее, чем раньше (правда, среди респондентов с высшим образованием существенно преобладает противоположное мнение). По мнению большинства опрошенных, прежняя система вступительных экзаменов позволяла объективнее оценить уровень знаний абитуриентов. Кроме того, многие считают, что уровень коррупции после введения ЕГЭ не изменился или даже повысился.

Как вам кажется, что позволяет объективнее оценить уровень знаний выпускников школ, поступающих в вузы, – ЕГЭ или прежняя система вступительных экзаменов в вузах? (данные в % от групп)

1
Как вам кажется, после введения ЕГЭ стало легче или сложнее поступить в вузы? (По уровню образования респондентов, данные в % от групп) 2
По вашему мнению, после введения ЕГЭ уровень коррупции в сфере образования снизился, повысился или не изменился? (данные в % от групп) 3

Во всероссийском опросе, проводимом 22.06.2014 Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), было опрошено 1600 человек. Был задан вопрос «А что Вы лично посоветовали бы изменить в процессе подготовки, сдачи и дальнейшем использовании результатов ЕГЭ?» (открытый вопрос, любое число ответов) 65% респондентов затруднились ответить, 16% хотели бы вернуть прежнюю систему экзаменов и отменить ЕГЭ вообще. Остальные ответы составляют 1-2% из числа опрошенных, что говорит об отсутствии конструктивных предложений и конструктивного, свободного от эмоций, интереса.

4

12.07.2015 был проведен еще один опрос по выяснению отношения населения к различным аспектам проведения ЕГЭ. Так на вопрос «А Вам лично (членам Вашей семьи) доводилось сталкиваться со случаями мошенничества при сдаче ЕГЭ, подтасовкой его результатов или нет? (закрытый вопрос, один ответ)» 89% респондентов ответили «Нет», 6 % опрошенных сами сталкивались с данной проблемой. На вопрос «О каких публичных скандалах, связанных со сдачей ЕГЭ в этом году Вы слышали?» (открытый вопрос, любое число ответов) подавляющее большинство респондентов (67%) затруднились ответить. Остальные ответы распределились следующим образом:

5

Наконец на вопрос  «Сейчас в ЕГЭ представлены задания с возможностью выбора варианта ответа из нескольких предложенных. В 2016 году планируется отмена тестовой части экзамена с целью исключения возможности угадать правильный ответ. Как Вы относитесь к этим изменениям?» ответы «Скорее отрицательно» и «Мне все равно» распределились примерно одинаково, что также говорит об отсутствии конструктивного интереса к проведению ЕГЭ:

6

Весьма интересны данные Автономной некоммерческой организации «Аналитический Центр Юрия Левады» (АНО Левада-Центр) – российской негосударственной исследовательской организации, регулярно проводящей собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования.

По результатам опроса 800 человек из 134 населенных пунктов 46 регионов страны нынешней системой образования удовлетворена лишь пятая часть граждан (19%). Рекордное количество респондентов (48%) за все годы опросов начиная с 2004 года утверждает, что по сравнению с обычными экзаменами ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы. Нынешняя система образования устраивает лишь пятую часть россиян (19%), треть (29%) придерживается позиции «ни да, ни нет», а у большинства (42%), к сожалению, не вызывает одобрения. Каждый десятый (10%) не смог определиться с ответом. Лояльнее всего к образовательной системе относится молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а самыми неудовлетворенными оказались граждане в возрасте 40–54 лет. Впервые за все годы исследований граждане России показали столь пессимистичное настроение по отношению к Единому госэкзамену — почти каждый второй (48%) считает, что он оценивает знания хуже, чем традиционные экзамены. Лишь 10% придерживаются противоположного мнения.

По словам социолога «Левада-центра» Карины Пипия, если в 2004 году сторонников и противников ЕГЭ было практически равное количество (24% считали, что  он лучше обычного экзамена, а 22%, что хуже), то теперь разрыв между ними увеличился до соотношения 1:5, то есть существующий сегодня формат Единого госэкзамена вызывает больше разочарований, нежели позитивного восприятия, что несомненно должно привлечь внимание экспертного сообщества.

Практика отмены вступительных экзаменов в вузы и поступление в них на основе ЕГЭ вызывает одобрение у 37% россиян, 40% относятся к ней отрицательно, а почти четверть населения (23%) затрудняются ответить.

Несмотря на рост негативного отношения к Единому государственному экзамену, увеличилось число тех, кто считает, что ЕГЭ достаточно эффективным инструментом борьбы с коррупцией. Если в 2004 году о снижении экзаменационных «злоупотреблений» c введением ЕГЭ говорили 14%, то сегодня так считает каждый пятый, в том числе это мнение разделяют даже те социальные группы, которые обычно критически настроены по отношению к этой проблеме, в частности, москвичи и высокообеспеченные. Вместе с тем недавние опросы «Левады» свидетельствуют о том, что, говоря о коррупции в целом, россияне дают более пессимистичные и критичные оценки.

Говоря об итоги анализа результатов различных социологических исследований, декан Высшей школы менеджмента НИУ–ВШЭ Филонович Сергей резюмировал: «…суждения участников опроса основаны на «ощущениях». Говорят, что один известный академик называл подобные суждения «глазиметрическими». А один из моих учителей использовал два понятия: «точка зрения» – для суждения, основанного на данных и аргументах, и «кочка зрения» – для мнения, единственным обоснованием которого является заявление «я так считаю». На подобные заявления он откликался советом: «Считать нужно столбиком». На мой взгляд, дискуссии о ЕГЭ ведутся сейчас на исключительно низком уровне. Почему? Потому что большинство участников обсуждения просто не понимают причин введения ЕГЭ, не знакомы с соответствующим международным опытом, часто просто отрицают очевидные преимущества, которые ЕГЭ дает, например, выпускникам сельских школ. Кстати, социологические опросы показывают, что введением ЕГЭ недовольны главным образом жители крупных городов (Москвы и Санкт-Петербурга), которые ранее имели преимущества в отношении подготовки своих детей к поступлению в вузы…».

Существенным фактором современных реалий, на мой взгляд, в проблеме мифов и толкований пользы и вреда ЕГЭ является перевод проблемы внедрения ЕГЭ с уровня эмоционального на уровень профессиональный. Процедура ЕГЭ в сознании выпускников, родителей и учителей стала естественным финалом  обучения школьного и переходом во взрослую жизнь. Конечно, есть еще различные негативные факторы, но с каждым годом их становится меньше. Процедура ЕГЭ переходит в категорию стандартной рутинной процедуры, и сейчас задача профессионалов обеспечить эту процедуру необходимым ресурсом – финансовым, человеческим, информационным.